Мавзолей Диляры-бикеч

Дюрбе Диляры-бикеч
Дюрбе Диляры-бикеч.

Ханский некрополь у южной стены Большой Ханской мечети - не единственный погребальный комплекс в пределах дворцового архитектурного ансамбля. С юга к садовым террасам Ханского дворца примыкало еще одно кладбище. Из его многочисленных (как показывают старые гравюры и фотоснимки) сооружений сохранилось лишь одно: дюрбе Диляры-бикеч, широко известное в популярной и художественной литературе как мавзолей «Марии Потоцкой». Эта интересная во многих отношениях постройка хронологически является самым поздним, последним мавзолеем в крымскотатарской архитектуре. Каких-либо памятников внутри дюрбе не сохранилось. Надпись на плите, ранее украшавшей вход мавзолея, а теперь хранящейся в лапидарии Заповедника, приводит имя Диляры-бикеч и дату 1763/64 г.

Каких-либо упоминаний о захороненной здесь личности в известных источниках не найдено. Местное предание, а вслед за ним и многочисленые литературные произведения, говорят о Диляре-бикеч как о «возлюбленной» либо «жене» хана Кырыма Герая.

Если исторические материалы и не дают сведений об обитательнице дворца по имени Диляра, то титул «бикеч» встречается в источниках неоднократно и издавна. По меньшей мере, с первой трети XVII в. бикечи входят в списки получателей даров, присылавшихся крымскому двору из Московии. При дворе могло быть одновременно до 5 бикечей, среди которых одна была старшею. Дипломатические материалы московских посольств позволяют составить представление об этой категории лиц как о женском придворном персонале высшего ранга. С другой стороны, исследователи отмечали тождественность понятий «бикеч» и «одалиска».

Тогухаш-бикеч Хусни-бикеч
F02. Тогухаш-бикеч. E08. Хусни-бикеч.

Бикечи были особами, приближенными к ханской семье: на это указывают как размещение их имен в иерархических списках придворного штата рядом с именами женской родни ханов, так и факты захоронения бикечей в резиденции правителей - в описанном мавзолее, а также на самом Ханском кладбище дворца, где ныне обнаруживаются два женских надгробия с этим титулом - Тогушах-бикеч (F02) и Хусни-бикеч (E08). Список 1850 г. добавляет к ним ещё два других: «Салихе-Бикечь» и «Зинеб-Бикечь» - правда, эти имена были взяты не с памятников, а лишь с пресловутых «ярлычков» в южном дюрбе.

Исследования по выяснению места бикечей в структуре должностей ханского двора нуждаются в продолжении, а в настоящем издании мы отметим лишь тот принципиальный аспект, что бикечи в любом случае не являлись особами ханской крови. Таким образом, дюрбе Диляры находится вне категории династических усыпальниц крымской правящей фамилии и упомянуто здесь лишь в связи с его топографической близостью к Ханскому дворцу, а также в виду того значения, которое данный памятник получил в кругу связанных с Бахчисараем народных преданий и литературных сюжетов.

Вернуться на страницу "Экускурсия в Бахчисарай".